Предприятие «Мостопоезда-33» образовалось в 1939 году. Причем в Васильево располагалась только его производственная база, строительные бригады были разбросаны по всей Горьковской железной дороге на 1,5 тысячи километров.
В годы Великой Отечественной войны работники Мостопоезда выполняли стратегическую задачу – шли прямо за фронтом. Впереди гремели взрывы, а они четко и слаженно, не считаясь с собой, восстанавливали мостовые пролеты и железнодорожные пути. Кстати, начиная с 1944 года, все ремонтные работы на Романовском мосту через Волгу проводились силами нашего предприятия.
В советские годы здесь работало порядка четырехсот высококлассных специалистов. Они строили мосты и путепроводы – десятки в год, обслуживали их: проводили текущий и капитальный ремонт. От Москвы до Урала. На самой производственной базе в Васильево изготавливали высокой прочности бетонные конструкции, сваи, собирали металлические пролеты мостов.
Перелистывая летопись предприятия тут и там записи: всего за месяц в Казани построили мост на Волжскую дамбу длиной 110 метров, пешеходные мосты на станции Паратск у завода им.Горького и в восточном парке Юдино. Пешеходные тоннели под горочными путями станции Горький, повышенные железнодорожные эстакады с подъездными путями на станциях Дербышки, Арск, Вахитово, Шемордан. Конкорсы – крытые широкие пешеходные мосты для пассажиров на станциях Киров и Владимир. За всю историю «Мостопоезда» предприятием было построено несколько тысяч сооружений. И каждый мост – это отдельная страница жизни десятков людей.
Мостопоезд входил в структуру Министерства путей сообщения, которое являлось органом управления и хозяйственного ведения. Даже перестройку здесь пережили безболезненно – работы было достаточно. Предприятие, как и множество других подведомственных, имело определенные привилегии — пользовалось железнодорожными вагонами, транспортом с нулевым тарифом, то есть за это не платили, что значительно удешевляло работы.
В 2003 году на базе МПС образовалось ОАО «Российские железные дороги» с рыночным механизмом, где одна из главных целей – получение прибыли. Со временем руководство РЖД приняло решение о том, чтобы все дочерние предприятия строительного комплекса перевести на самоокупаемость, но с тем оборудованием и тем технологическим процессом, который у них существовал. Старое оборудование, большой штат, отмена нулевого тарифа, переход на тендерную систему — в такой рыночной ситуации это было неминуемой гибелью для предприятий. Постепенно Мостопоезд приходил в упадок. И, не смотря на все славные достижения, в 2015 году был закрыт. Долгие семь лет на его проходной пестрила вывеска: «продается»…
Для тех, кто десятки лет посвятил мостостроению и после закрытия остался за бортом предприятия, она — словно соль на рану. Как и территория, поросшая кустарником, неработающий клуб, опустевшее заводоуправление, осиротевшие гаражи, замороженная котельная, способная отапливать целый жилой район, заброшенные механический цех, столярка, склады, бетонный узел, чьи «внутренности» постепенно были вырезаны и вывезены… И уже ничего не оставалось им, только верить и ждать, что однажды найдется инвестор, который подарит этой территории новую жизнь.
Случилось!
Сейчас уже точно можно сказать, 2022-ой стал годом возрождения Мостопоезда-33. Даже название предприятия новый собственник предпочел оставить прежнее. А выкупил территорию завода васильевец — бизнесмен и депутат местного Совета Дмитрий Иванов. Изначально казалось, что территория нужна для развития определенного бизнеса, но когда на вывеске появилось прежнее название, началось восстановление производственных мощностей, а район Мостопоезд вместо Богом забытого угла стал походить на территорию возрождения, все встало на свои места.
План о столь экстравагантной покупке вынашивался около двух лет. Первое за что взялись – оборудование системы периметрального ограждения и восстановление производственных площадей. Территория не маленькая — около 5 га, а путевое развитие — 1,5 км. С 2015 года железнодорожные пути были закрыты, ими никто не пользовался, сейчас их ввели в эксплуатацию. Реанимировали котельную и административное здание под заводоуправление, офисы и магазины. Возник вопрос и с клубом, который всегда был на территории и балансе Мостопоезда. Сейчас в нем ведутся ремонтные работы, для открытия учебных аудиторий и спортивного зала.
Для работы самого предприятия обозначено два пути развития. Первое — организация складской логистики, которая заключается в грамотном приеме и распределении железнодорожных грузов. Главное направление здесь — деловой металл: арматура, уголки, швеллера, около полусотни наименований продукции. Для этого бывший арматурный цех переквалифицировали в склад приема и хранения. Цель – создать один из самых крупных складов металла в Поволжском федеральном округе, а важный козырь, что создаст преимущество перед конкурентами – географическое положение: близость к столице Татарстана и грандиозным стройкам, реализуемых в республике.
Кроме того, восстановлен склад цемента и растворно-бетонный узел. Надо отметить, РБУ у Мостопоезда был всегда, но когда новый собственник провел оценку его оборудования, с учетом развития страны и технологий, пришли к выводу — он юезвозвратно устарел, пришлось полностью переоборудовать. Третья логистическая ветка — прием инертных материалов. Предусмотрено создание цеха для плит и других бетонных изделий.
Второе направление предприятия – строительство мостов, сооружений и тоннелей. Как раз то, чем во все времена ставился Мостопоезд-33. Всего на предприятии запланировано создать порядка 50 рабочих мест. Изучен рынок труда, в том числе, и бывших работников Мостопоезда.